Итоги деятельности территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Курской области, выполнение мероприятий гражданской обороны в 2008 году
В течение 2008 году удалось сохранить стабильную санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку, не допущено серьезных чрезвычайных ситуаций, снизилось количество пожаров, гибели людей на пожарах и воде, в дорожно-транспортных происшествиях. Область перешла к программно-целевому методу решения задач, что позволило более эффективно использовать финансовые средства для достижения конкретных результатов.
О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ
Приоритетными направлениями решения вопросов ГО в 2008 году были: развитие нормативной правовой базы; контроль за выполнением мероприятий ГО; развитие системы управления, связи, оповещения; подготовка руководящего состава и населения. Губернатором Курской области утверждено Положение об организации и ведении ГО в Курской области, создаются спасательные службы. В 2008 году проведены комплексные проверки служб ГО – инженерной, коммунально-технической, муниципальных образований г. Щигры, Поныровского, Кореневского Курчатовского, Советского районов. В целом муниципальные образования и службы оцениваются как готовы к выполнению задач.
О СИСТЕМЕ ИНФОРМИРОВАНИЯ И ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Курская область принимает участие в общероссийском проекте «ОКСИОН». Сдана в эксплуатацию 1-я очередь: создан региональный информационный центр (РИЦ), работают пункты информирования (экраны) на Красной площади и на автовокзале, подключены объекты с массовым пребыванием людей. Планируется включить в эту систему информирования и оповещения населения все торговые центры.
Основная роль в вопросах реализации государственной политики в области защиты населения и территории отводится комиссиям по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности. Работа комиссий строилась на реализации планов основных мероприятий Курской области, муниципальных образований, планов работ КЧС, рассмотрении вопросов, связанных с прохождением циклических явлений. Все это - во взаимодействии с Антитеррористической комиссией, комиссией по безопасности дорожного движения, правоохранительными органами, Ростехнадзором, Роспотребнадзором, Росприроднадзором.
О ЕДИНОЙ СИСИЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ В ЧС, которая доказала свою эффективность по контролю за складывающейся обстановкой и своевременным реагированием на возникновение ЧС. Особая роль в этом - Центра управления в кризисных ситуациях Курской области, который действительно стал важнейшим органом повседневного управления для всех дежурно-диспетчерских служб. За 2008 год было принято 19,5 тыс. сообщений, 7,5 тыс. раз осуществили реагирование на ЧС и предпосылок к ним, спасено 400 чел., имущества 66,8 млн. рублей, оказана помощь 2 тыс. чел., на телефон доверия от граждан поступило 114 обращений. Главный принцип работы – ни одно обращение граждан не должно остаться без внимания.
О ПИЛОТНОМ ПРОЕКТЕ «112»
Правительством РФ принято решение о создании на территории Курской области пилотного проекта системы вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112». Сейчас проводятся работы по оснащению и подключению диспетчерских служб необходимым оборудованием. В 2009 году эта система будет развернута на территории Курской области.
О РИСКАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧС
В области решался вопрос по уменьшению риска возникновения ЧС на потенциально опасных объектах. В первую очередь это - переход на безопасные технологии, создание локальных систем оповещения, страхование населения, приобретение средств защиты, разработка паспортов безопасности, создание системы мониторинга. В течение 5 лет на безопасные технологии перешли 38 из 71 предприятий, в том числе в прошедшем году – 7. Теперь на территории области нет объектов, использующих в производстве хлор.
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ходе реализации этой составляющей основным направлением стало обеспечение устойчивости функционирования объектов жизнеобеспечения и повышения эффективности мероприятий ликвидации ЧС за счёт создания многоуровневых резервов материальных ресурсов.
Это особенно актуально сейчас, когда всё ещё высок уровень аварийных ситуаций на объектах жизнеобеспечения, связанных прежде всего с большим износом коммунально-технических сетей; недостаточным резервированием электроприемников объектов, оснащение их автономными источниками электропитания; недостаточной оснащённостью котельных вводами для подключения автономных источников; невысоким качеством работ по подготовке и ремонту коммунально-технических сетей.
О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В прошедшем году удалось добиться улучшения пожарной обстановки в области. Количество пожаров снижено на 15%, погибших на 15,6%, травмированных на 33%. Вместе с тем, имеются районы, в которых в текущем году произошел рост пожаров, это: Беловский, Большесолдатский, Суджанский и Тимский, а наибольшее количество погибших на пожарах зафиксировано в Курском, Льговском, Советском, Касторенском, Рыльском районах.
О ПОЖАРНЫХ ПОСТАХ
В 2008 году начали работу 5 отдельных постов (всего их уже 10), что позволило дополнительно обеспечить противопожарное прикрытие 83 населенных пунктов с населением более 17 тыс. человек. На сегодня подразделениями пожарных прикрыто 83,7 % населенных пунктов. Вместе с тем, необходимо учитывать не только силы и средства ГПС, но и комплексно решать данную проблему, в том числе создавать добровольную пожарную охрану. Однако, не все муниципальные образования уделяют должное внимание планированию и расходованию денежных средств на обеспечение первичных мер пожарной безопасности. Сегодня из 685 ДПО только 240 имеют пожарную или приспособленную технику. В передовиках Глушковский, Золотухинский, Черемисиновский, Горшеченский и Суджанский районы.
Одной из важных задач, по-прежнему, остается обеспечение пожарной безопасности критически важных и потенциально опасных объектов, объектов с массовым и круглосуточным пребыванием людей, учреждений образования и здравоохранения, и их мониторинг.
На начало 2008 года в Курской области было оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (АПС) немногим более 60 % школ. Принятыми совместными мерами в текущем году удалось завершить работы по оборудованию всех школ АПС и системами оповещения людей о пожаре. При приемке образовательных учреждений к новому учебному году проблемных школ выявлено не было. В прошедшем году, также удалось добиться увеличения более чем в 2 раза, по сравнению с 2007 годом, количества стационарных объектов здравоохранения, оборудованных АПС и системами оповещения людей о пожаре (47 учреждений - 78% от общего количества).
О «СИРЕНЕ МЧС» Осуществляется постоянный мониторинг состояния систем пожарной автоматики. Она от 375 объектов подключена напрямую в ЦУКС к системе «Сирена МЧС»: (24 (100%) объекта социального обслуживания населения стационарного типа, 281 учреждение образования (в том числе 21 (100%) с круглосуточным пребыванием детей), 48 объектов здравоохранения, 20 зданий многофункционального назначения). Работы по подключению объектов продолжаются.